Стоимость вывоза бытовых отходов в регионах может отличаться в шесть раз
Стартовавшая в 2019 году «мусорная» реформа была призвана навести порядок в системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в стране и создать условия, которые бы стимулировали ответственную конкуренцию между компаниями, занятыми в этом сегменте. Внедрение раздельного сбора мусора, а также глубокая переработка отходов — с прицелом на формирование целой отрасли по выпуску вторичной продукции — должны были сократить поток мусора, который складируется на полигонах, и помочь ликвидировать несанкционированные свалки.
По прошествии двух лет эти цели продолжают во многом оставаться недостигнутыми, при этом в некоторых аспектах реформирование системы обращения с ТКО нуждается в дальнейшей донастройке. В частности, на региональном уровне царит слишком большой разнобой при решении вопросов, связанных с определением нормативов накопления ТКО и с тарифообразованием. С одной стороны, тарифы для населения сегодня «выведены из тени»: в платежке появилась самостоятельная коммунальная услуга «обращение с ТКО», рассчитываемая исходя из нормативов накопления бытового мусора на одного человека. С другой стороны, на практике величины тарифов мало завязаны на реальные экономические процессы и варьируются на региональном уровне в широких пределах.
В целом, как свидетельствует исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, тарифы на вывоз ТКО только в начале 2021 года выросли в среднем по России на 4,05% (в годовом выражении), что превышает зафиксированный рост цен (3,35%) на жилищно-коммунальные услуги, и, в частности, выросли даже больше, чем на самую весомую статью в платежке — отопление (подорожало на 3,4% — больше, чем на другие услуги). Такое ускоренное подорожание «мусорных услуг» отчасти неизбежно и оправданно, так как реформа системы ТКО началась позже, чем в других сегментах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), а финансирования на эти цели в региональных бюджетах по сути заложено не было.
Однако вряд ли можно позитивно оценить то, как скачут «мусорные тарифы» в различных субъектах: как выяснили аналитики компании, всего за прошедшие 12 месяцев в 40 регионах тарифы на обращение с ТКО были увеличены, в 16 снижены, в 29 — не изменились или были пересмотрены менее чем на полпроцента. Эти изменения варьировались от падения величины тарифа на 18,5% до роста сразу на 39%. В результате сейчас стоимость вывоза мусора отличается для жителей разных регионов в 6,3 раза. Лидером по росту цен на вывоз ТКО для населения за прошедший год стала Новосибирская область — там они увеличились на 39,2% (с 59,9 руб. с человека в месяц в январе 2020 года до 83,4 руб. в январе 2021 года). Впрочем, новые расценки здесь остаются все равно ниже среднероссийского уровня. Далее по динамике роста цен следуют Татарстан (рост на 24,8%, до 89,8 руб./чел.), Омская область (+20,9%, до 90,5 руб./чел.), Приморский край (+17%, до 76,7 руб./чел.), Свердловская область (+15%, до 115,5 руб./чел.), Республика Алтай (+11,8%, до 113,1 руб./чел.), Пермский край (+9,9%, до 80,1 руб./чел.), Астраханская область (+9,7%, до 98,4 руб./ чел.), Кировская область (+8%, до 97,4 руб./ чел.) и Башкортостан (+7,1%, до 75 руб./ чел.).
Напротив, сильнее всего тарифы на вывоз ТКО снизились в Северной Осетии (-18,5%, до 54,9 руб./чел.), Адыгее (-9,9%, до 76,9 руб./чел.), Магаданской области (-9,2%, до 73,9 руб./чел.), Саратовской области (-9,1%, до 92,7 руб./чел.), Кабардино-Балкарии (-7,3%, до 57,8 руб./чел.), Белгородской области (-5,9%, до 88,1 руб./чел.), Красноярском крае (-5,2%, до 78,9 руб./чел.), Волгоградской области (-4,7%, до 100,9 руб./чел.), Ленинградской области (-3,8%, до 160 руб./ чел.) и Брянской области (-3,7%, до 77,1 руб./чел.).
Что касается абсолютных величин, то несмотря на то, что тарифы в Московской области не росли уже два года, среднестатистический житель Подмосковья платит за вывоз мусора больше, чем жители других регионов. Если взять средний тариф по региону (область разделена на семь зон, в каждой из которых свой тариф), то владелец усредненной подмосковной квартиры платит за вывоз мусора 265,8 руб. в месяц (7,94 руб. за кв. метр), житель частного дома аналогичной площади — примерно 165 руб., а сельские жители могут снизить плату еще на 20%, если сортируют мусор.
Второе место по абсолютным ценам занимает Ленинградская область: если исходить из официальной обеспеченности жилой площадью в 29,7 «квадрата» на душу населения, то среднестатистический житель региона платит за вывоз мусора 160,1 руб. в месяц. Третье и четвертое место в рейтинге самых высоких расценок на вывоз мусора занимают Ямало-Ненецкий автономный округ (среднемесячная плата составляет 156 руб./ чел.) и Тюменская область (141,5 руб./чел.). Далее следуют Санкт-Петербург (134,4 руб./ чел.), Нижегородская область (133,1 руб./ чел.), Мурманская область (128,6 руб./чел.), Ставропольский край (125,9 руб./чел.), Республика Коми (124,9 руб./чел.) и Самарская область (124,4 руб./чел.).
Напротив, самые низкие тарифы на обращение с ТКО в Хакасии (41,9 руб./чел.), Крыму (50 руб./чел.), Северной Осетии (54,9 руб./чел.), Алтайском крае (56,9 руб./чел.), Кабардино-Балкарии (57,8 руб./чел.), Дагестане (60 руб./чел.), Чечне (61,5 руб./чел.), Чувашии (62,8 руб./чел.), Тыве (64,9 руб./ чел.) и Амурской области (65,1 руб./чел.).
Пересмотр тарифов в 2020 году в сторону уменьшения во многих регионах был связан с тем, что новые расценки вызвали недовольство со стороны жителей, которые отказывались платить за то же качество услуг большие суммы. В результате тарифы в регионах с наиболее острой социальной реакцией приняли более «популистский» вид, а властям пришлось корректировать планы по строительству полигонов и мощностей по утилизации и переработке ТКО. Однако такой «откат» не сделал процесс тарифообразования более прозрачным. Как считают эксперты, мусорная реформа пока что продолжает буксовать почти повсеместно. Это наглядно проявляется в том, что редко где качество уборки мусора стало выше, а территорий, где ситуация с его вывозом остается проблемной, по-прежнему слишком много.
Цитата в тему:
Елена Трубникова, президент Finexpertiza:
«Неудивительно, что значительная часть населения отказывается оплачивать новую статью в квитанции. Это, в свою очередь, приводит к финансовым проблемам у операторов и к разрыву соглашений с мусоровывозящими компаниями, что усугубляет проблему утилизации ТКО. В результате мы получаем разрастающиеся свалки у дома и отсутствие инвестиций в столь необходимую нашей стране мусороперерабатывающую инфраструктуру»