Кто увековечен в бронзе на станции «Площадь Революции»

Станция метро «Площадь Революции» была построена по проекту архитектора Алексея Душкина и открыта 13 марта 1938 года. История ее создания связана со строительство Покровского радиуса Московского метрополитена, который планировали начать возле Библиотеки имени Ленина и закончить в Измайлово. Первоначально пересадочный узел должен был появиться под Красной площадью, но в 1934-м его перенесли к Театральной площади. В том же году в планах метростроителей впервые появляется станция «Площадь Революции». Ее предполагалось построить между станциями «Библиотека имени Ленина» («Улица Коминтерна») и «Ильинские Ворота» и соединить с ответвлением первой очереди («Улица Коминтерна» — «Смоленская»). Впоследствии станцию «Ильинские Ворота» и следующую за ней «Покровские Ворота» вообще исключили из плана.

Станция «Площадь Революции» — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (расположена на глубине 34 метра); длина и ширина платформы — 155 и 22,5 метра соответственно, расстояние между путями — 25,4 метра; высота свода — 5,3 метра. В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы, так что в случае опасности подземный дворец за пять минут превращался в хорошо защищенное бомбоубежище. По тем временам это было достаточно сложное с технической точки зрения сооружение, но главной особенностью станции стали не ее конструктивные решения, а богатый декор.

Самому архитектору Алексею Душкину построенная им станция не очень нравилась: он хотел в простенках пилонов расположить барельефы на революционные темы, но варианты, которые предлагались архитектору, его не устраивали. Тогда руководители Москвы и метрополитена приняли решение разместить в проемах арок полноразмерные скульптуры. Этот вариант Душкину тоже не понравился: ему казалось, что подобные украшения не соответствуют архитектурному образу станции. Однако скульптуры одобрил сам Сталин. Так или иначе решение было утверждено. По этому поводу даже появилась шутка: «Скульптуры на станции — яркий образ советской страны: здесь весь народ или сидит, или стоит на коленях».

Как вспоминал позднее Алексей Душкин, на открытие станции генеральный секретарь приехал лично. Сталин ходил вокруг скульптур и говорил с грузинским акцентом «как живые, как живые»…

Кстати:

Во время войны в 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в один из городов Средней Азии. При подъеме скульптур на поверхность их распилили на фрагменты. В 1944 году они вернулись из эвакуации. Тогда еще был жив их автор — скульптор Матвей Манизер, который — буквально как пазл — снова собрал скульптуры в единое целое, а умелые сварщики очень деликатно сварили фрагменты.

Теперь, спустя более чем 80 лет, трудно сказать, кто победил в этом споре монументального искусства и архитектуры, но одно можно утверждать без всякого сомнения: нет ни одного пассажира московского метро который, спустившись на эту станцию, не восхитился бы ее красотой. Многие музеи мира могли бы позавидовать украшающим станцию скульптурам. 76 бронзовых фигур, расположенных в хронологическом порядке, рассказывают о нашей истории, о героях тех событий, которые происходили в стране в период с 1917 по 1937 год.

Двадцатые годы — годы становления молодой Советской республики. Если двигаться дальше по станции как по подземной галерее,перед нами появляются образы матроса-сигнальщика, парашютистки, всеми любимого пограничника с собакой, девушки — ворошиловского стрелка.

Тридцатые годы — годы развития науки, техники, спорта — представлены фигурами молодого инженера и рабочего-стахановца, комбайнера и птичницы, студента и студентки с книгами, спортсменки и футболиста, матери с ребенком и отца с ребенком. Логическим завершением темы развития страны в образе ее главных героев является взгляд в будущее, представленный образами пионеров.

Изначально бронзовых изваяний было 80, но из-за открытия в декабре 1947 года восточного наземного вестибюля четыре фигуры пришлось демонтировать, как, впрочем, и барельеф с изображениями Ленина и Сталина. Именно поэтому из 20 скульптурных сюжетов 18 повторяются четырежды, а два — только по два раза. Барельеф же был перенесен в торец станции «Павелецкая» Кольцевой линии, однако в 1960-х годах барельеф сняли и оттуда: в связи с борьбой с культом личности Сталина.

Кстати, за каждым скульптурным образом стоит абсолютно реальный человек. По одной из версий, даже собаку пограничника скульптор Матвей Манизер лепил с овчарки Ирмы, жившей в семье архитектора Душкина. По другой — это собака Индус, хозяин которой — пограничник Никита Карацупа, вместе они задержали в 1936 году японских нарушителей границы, прославились на всю страну и стали прототипами бронзовой фигуры пограничника с собакой.

Трогательная история связана со скульптурой рабочего-стахановца. Его выросшая дочь писала, что ее папа ушел на войну и с фронта не вернулся, а после войны они с мамой часто приезжали на станцию «Площадь Революции» и смотрели на скульптуру отца. Безусловно, сила настоящего искусства проявляется в том, что, когда мы смотрим на образы на художественных полотнах или на скульптуры, то можем представить характер этих людей. Когда я смотрю на стахановца, мне кажется, что передо мной простой русский парень, блондин с голубыми глазами. Я, конечно, всего этого не вижу, но мне именно так представляется.

Прототипом скульптуры бронзового матроса-сигнальщика стал Олимпий Рудаков. Как рассказала директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко, в 1953 году под командованием Рудакова в Британию поздравить Елизавету II с коронацией прибыл крейсер «Свердлов». По удивительному стечению обстоятельств Олимпий стал главным героем бала: сама королева подарила ему первый тур вальса, а позже познакомила со своей сестрой, принцессой Маргарет — в ее компании капитан первого ранга провел весь вечер.

Курсант Ленинградского высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе Алексей Никитенко, впоследствии за участие в войне с Японией получивший звание Героя Советского Союза, стал прообразом революционного матроса.

Прототипом фигуры студента стал Аркадий Гидрат. В 1930-х годах он учился в Центральном институте физической культуры, а моделью стал, уже будучи преподавателем этого института. Гидрат был многократным чемпионом Москвы и рекордсменом СССР по прыжкам в высоту. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Погиб в 1941 году при обороне Синявинских высот.

Сегодня со станцией и ее скульптурами связано много примет и поверий. Так, студенты верят: если потереть нос пса у «Пограничника с собакой», то экзамен сдашь «на отлично». Нерадивые студенты Бауманского университета, который расположен на станции метро «Бауманская», входящей в состав синей линии, учили в ночь перед экзаменом один билет, до экзамена приезжали на станцию «Площадь Революции», терли нос собаке пограничника и загадывали желание — вытащить на экзамене счастливый билет.

А если ранним утром прикоснуться к флажку в руках у сигнальщика «Марата» — день пройдет удачно. Наган в руках у матроса приносит удачу в бизнесе. Туфельки читающей студентки помогают от несчастной любви.

Когда я проходила обучение на право проведения экскурсий в Московском метро, сотрудники метрополитена очень просили не рассказывать туристам, зачем нужно тереть скульптуры. Они говорили, что совсем износились формы для отливки мелких деталей, особенно страдает дуло револьвера революционного матроса, а циркуль, который когда-то был в руке инженера, просто перестали восстанавливать. Теперь мы можем видеть в одной руке инженера шестеренку — это цельнолитая деталь скульптуры, а в указательном пальце другой руки только отверстие, в которое когда-то крепили циркуль.

Автор: Юлия Семенова, экскурсовод по Москве (o_moskve_sl)

Источник

От Admin