МОСКВА, 4 июл — РИА Новости, Наталья Дембинская. Товары без разрешения правообладателя в Россию завозят уже с мая. Закон, подписанный президентом в июне, легализует параллельный импорт на весь 2022-й: на рынок придет продукция, которая оказалась бы в дефиците. Однако есть риски — контрафакт, завышенные цены и угроза отечественным производителям. В нюансах поставок из-за рубежа в условиях жестких санкций разбиралось РИА Новости.
Table of Contents
Надо расширять
За время действия параллельного импорта в страну завезли продукции на два миллиарда долларов. В основном автомобильные запчасти, потребительские товары и то, что зарубежные партнеры отказались поставлять напрямую.
Перечень из 50 товарных категорий, которые можно ввозить в Россию без разрешения правообладателя, Минпромторг утвердил в начале мая. Ранее владельцы реализовывали продукцию либо самостоятельно, либо через эксклюзивного поставщика.
Один из принципов, по которым ведомство наполняет перечень, — прекращение поставок на российский рынок. Однако, как отмечают эксперты в сфере логистики, а также малого и среднего бизнеса, пока в нем явно не все, что нужно. Объемы продукции из списка параллельного импорта значительно меньше тех, что ввозили с разрешения правообладателей.
По оценкам Аскара Рахимбердиева, CEO облачного сервиса «МойСклад», поставят примерно 20 процентов от того, что было ранее. Это не удовлетворит спрос, а лишь поможет справиться с острым дефицитом и закроет базовые потребности.
"Перечень для параллельного импорта можно условно разделить на две группы: к первой относятся оборудование, комплектующие и сырье для промышленности, которых у нас нет и в ближайшее время не будет, однако без них страна не может функционировать, —
поясняет он. — Лекарства тоже жизненно важны. Во второй группе — товары потребительского спроса, которые позволят избежать дефицита и сохранят обороты малому бизнесу. Однако почему в списках есть одно и нет другого — загадка. По каждой из категорий, будь то красота или музыкальные инструменты, возникают вопросы".
Параллельный импорт или контрафакт
Параллельный импорт не означает легализацию контрафакта — речь идет о ввозе оригинальной продукции. Однако что-то неизбежно уйдет в серую зону.
"Если при официальных поставках производитель может отслеживать качество и осуществлять обслуживание уже после продажи, то при параллельном импорте ситуация меняется, и это способно негативно отразиться на потребителях. В российских маркетплейсах предусмотрены механизмы проверки подлинности — от импортеров требуют документы о происхождении продукции. Тем не менее о прежней степени защиты речи уже не идет", — считает Михаил Беспалов, аналитик "КСП Капитал".
Катастрофы, впрочем, не ждут. Большинство импортеров в контрафакте не заинтересовано, а на рынке ВЭД есть компании, специализирующиеся на экспертизе продукции в месте производства и отгрузки.
«Правительство готово защищать права оставшихся на рынке фирм и российских потребителей, поэтому вряд ли разрешение параллельного импорта простимулирует наплыв подделок. Что касается «посерения» рынка, то продажи будут официальными, с уплатой налогов. К тому же легализация параллельного импорта — временная мера с целью предотвращения остановки производств и дефицита», — указывает Виталий Манкевич, президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей.
Что с ценами
Разброс стоимости в рамках параллельного импорта весьма обширен. По данным аналитиков «Мой Склад», рост цен составил от 15 до 50 процентов. Факторов тут несколько. Во-первых, логистические сложности из-за санкций. Во-вторых, увеличение числа посредников. Влияет и скорость заполнения «пустот» по необходимым позициям.
Покупатели уже жалуются: необоснованно поднялись цены на одежду, обувь и аксессуары от Massimo Dutti, Pull&Bear, Bershka, Zara и других известных западных брендов, которые закрыли розничные магазины в России, но затем вернулись в онлайн.
Маркетплейсы говорят, что товар ввезли заранее, а то, что июньские цены выше на 20-35 процентов, чем заявленные весной, объясняют инфляцией. Однако, подчеркивают эксперты, рынок еще не перестроился.
"Есть сложности в приобретении товаров в дружественных странах. Местным поставщикам запрещено реализовывать продукцию, если они понимают, что она для перепродажи в Россию. Маркетплейсам требуется время на подготовку логистики и тщательную проработку технологии поставок, чтобы закупать в привычных объемах", — отмечает Александр Костров, гендиректор Российско-турецкого торгового партнерства (РТТП).
А на массовые товары возможно даже снижение стоимости из-за курсовой разницы относительно мартовских и февральских позиций, прогнозирует Владимир Крикушенко, гендиректор NexTouch (российский производитель интерактивного оборудования).
К тому же рынок быстро отрегулирует соотношение спрос — предложение — цена: тот, кто будет сильно завышать цену, столкнется с падением спроса или даже антимонопольной службой», — уверен Виталий Манкевич, президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей.
Заградительные пошлины
Экономисты обращают внимание: нельзя разрешать импорт всего подряд. Если на рынок хлынет огромное количество «параллельных» товаров, возникнет конкуренция для отечественных производителей и поставщиков.
Впрочем, в Минпромторге подумали и об этом — уже осенью в торговой политике возможен резкий разворот. Как заявил первый замглавы ведомства Василий Осьмаков, от открытия рынков Россия может перейти к заградительным пошлинам — по мере появления российских аналогов.
По его словам, этап «борьбы за полку» страна прошла, теперь важно «не свалиться в базар-вокзал а-ля 1990-е» и не дать иностранному поставщику «убить» отечественные предприятия малого или среднего бизнеса.
Протекционизм не будет тотальным, главное — нащупать баланс между ним и созданием конкурентных условий. Правительство продолжит искать новые рынки импорта. Кроме того, уже создан инструмент льготного кредитования закупок приоритетных импортных продуктов.